Очеловечить человека, или творчество во спасение


Очеловечить человека, или творчество во спасение.

Проблемы антропологической психологии.

 

Л.Б. Ермолаева-Томина, кандидат психологических наук, автор 130 научных публикаций

 

Антропологическая психология, возникшая недавно как направление в исследовании человека и развития его духовного мира, в последнее время стала очень актуальна. В этой статье мы попытаемся обосновать это положение.

 

Антропологическое, физическое и социальное развитие человека, его мозга достигло такого совершенства, что человек получил независимость от среды обитания. Современный человек не связан напрямую с природной средой. Он в состоянии создать себе комфортную среду обитания при помощи технических средств.

 

Как считали классики материалистической философии искусственная среда обитания, комфортные условия существования, отсутствие постоянных дум и забот о «хлебе насущном» способствуют пробуждению творческого начала в человеке.

 

Однако мы видим в нашей реальности порой обратный процесс – комфорт блокирует творчество и делает человека потребителем готового интеллектуального продукта, который ему услужливо подсовывает Интернет, ТВ, СМИ. Где же здесь подлинное творчество?

 

Таким образом, прогресс науки и техники может, как не парадоксально, являться не помощником, а тормозом познавательных процессов. При этом индивидуальность человека не развивается. Он превращается в раба и потребителя интеллектуальной жвачки, разжеванной ему СМИ.

 

Тем не менее, природа наградила человека мощным мозгом. Но при этом сам человек, похоже, вступил в психозойный век. В школе и институте детям прививают шаблонные методы образования. Это чревато потерей индивидуальности, превращение ее в среднестатистическую «серость».

 

Удивительно, что среди этой «серости» появляются яркие самобытные индивиды, которые действуют словно бы наперекор общим шаблонам обучения. Я имею ввиду так называемых «детей Индиго». Этот термин несколько навяз в зубах, тем не менее, надо признать, что в наш век всеобщих стандартов в науке и психике появляются необычные дети, которые наперекор всему демонстрируют творческие способности и желание обучаться творчеству.

 

«Дети Индиго» не только демонстрируют феноменальные способности, но и являют собой пример творчески обучаемых индивидуальностей. В обучении «детей Индиго» нет стандартов, готовых рецептов, плодотворный обучающий контакт с такими детьми может идти только благодаря посредством развития их индивидуального творческого потенциала.

 

Если уж говорить о стандартах в педагогике, то такими стандартами должны стать знания получаемые в школе. Работая с детьми-сиротами, оставленными родителями, уже много лет в Московском интернате циркового профиля, я могу засвидетельствовать, что каждый ребенок требует к себе индивидуального подхода.

 

Как только начинаешь давать ему знания, умения и навыки, то сразу все кривляния, попытки самоутверждения улетучиваются как дым. Таким образом, на мой взгляд, лейтмотивом современного психолога и педагога становиться изучение психики, а не изучение психологии.

 

Само время, таким образом, настоятельно ставит перед психологами сложные задачи. Оно буквально требует, чтобы в психологию, как науку был привнесен элемент творчества как такового. Индивид имеет самые разные способности. Если руководствоваться «классическим» подходом в образования, то у ребенка следует развивать только те способности, которые в будущем ему «пригодятся», которые будут востребованы обществом и государством.

 

Между тем, сама Природа позаботилась о том, чтобы в конкретном ребенке ожили те способности, которые актуализируют его личность. Будущая деятельность человека будет успешной только тогда, когда она базируется на подлинном интересе, «выросшем» из индивидуальных способностей.

 

Таким образом, задача психолога и педагога заключается в том, чтобы «разбудить», «увидеть» и «взрастить» то творческое начало индивидуальности, которое присутствует у каждого человека. Чем раньше педагоги  начнут пестовать творческую индивидуальность, тем лучше для государства и общества и для личности.

 

Когда способность «прорастает изнутри» ребенка не нужно натаскивать, следует лишь умело направлять его интерес. В связи с этим важно отметить одну особенность - через развитие познавательных способностей развивается интеллект.

 

Получается так, что человек в современном свободном мире не свободен от собственных шаблонов восприятия этого мира. Дабы уйти от этой несвободы человек начинает «развивать» так называемые квазипотребности. Наркотики, беспробудное пьянство, вредные привычки – это некий эрзац, суррогат творческого отношения к действительности самовыражения и самоутверждения.

 

Не имея возможности получать истинное удовольствие от подлинного творчества, человек прибегает к биохимическим стимуляторам центра удовлетворения. Тем самым нетворческий человек уничтожает сам себя, превращаясь в некую разновидность амебы зацикленную на одно биохимическое вещество, стимулирующее тот или иной отдел мозга. По сути дела, не творческий человек уничтожает сам себя.

 

Как сказал еще в свое время Аристотель: «общество только тогда станет счастливым, когда каждый человек будет творить сообразно своим индивидуальным способностям». Согласитесь, эта фраза звучит вполне современно, почти как у классиков материализма.

Из сказанного можно сделать общий вывод: не техника, не наука, не обилие разнообразной информации не сделает человек счастливым, если  он не разбудит в себе самом потребность к творчеству. И в этом ему могут помочь и психологи и педагоги; при условии, конечно, если они сами станут творческими людьми. Наша общая цель – очеловечить человека!

 

МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

 

Хорошо известно, что в раннем детстве психика ребенка очень пластична; она подобна пластилину, из которого можно лепить буквально все что угодно. Однако индивидуальное развитие ребенка подчинено своим законам, незнание которых значительно осложняет работу воспитателя и педагога.

 

Естественное развитие малыша непроизвольно, спонтанно, подсознательно. Ребенок начинает познавать мир буквально с чистого листа. Он пробует окружающие его предметы на язык, на вкус – тянет все в рот, стучит, грохочет, ломает, но при этом внимательно смотрит, что произойдет. Простые действия, совершаемые ребенком, позволяют ему, образно говоря, ощутить этот мир на ощупь.

 

Познание предметного мира является первым этапом возрастного познания мира как такового. На этом этапе ребенок буквально рвет и мечет. Он рвет тетрадки, ломает игрушки. Однако движет ребенком не жажда разрушения, как наивно полагают некоторые родители, а желание познать свойства предметов.

 

Вспоминаю, как одна маленькая девочка, несколько не стесняясь моего присутствия, старательно отрывала у куклы голову. На мой удивленный вопрос: «А не жалко ли ей куклу?» Девочка с серьезным видом философа ответила: «Вот я и посмотрю, заплачет кукла или нет. Если заплачет, то  ее пожалею». Дети, порой, умнее чем мы о них думаем. Каждому возрасту присущи свои особые отношения с миром, к которому он адаптируется.

 

Если для младших дошкольников важно ручное манипулирование, важно научиться управлять непослушными предметами, подчиняя их своей воле, то для более старшего возраста характерна игра – «Я сделаю сам». Ребенок стремится самостоятельно завязать шнурки, застигнуть непослушные пуговицы. И пусть достижения эти не бог знает как велики, но они возвышают личность ребенка в его собственных глазах. Ребенок как взрослый сам обслуживает себя и это приближает его к миру взрослых, которые могут им восприниматься на этом возрастном этапе как небожители.

 

Следующий этап взросления связан с овладением микродвижениями руки. Это проявляется в играх, в рисунках, в сложном манипулировании мелкими предметами. На этом этапе также высок подражательный инстинкт. Ребенок подражает взрослым-профессионалам: то художнику, то шоферу, то водопроводчику, то космонавту.

 

Разнообразие манипулятивной деятельности позволяет обогатить этот этап индивидуального развития. Необычные профессии позволяют ребенку поиграть в то, что недоступно для «закомплексованных» взрослых.

 

Следующий этап развития связан с ролевыми играми. При этом в детском игровом коллективе моделируется пусть и в первом приближении, на примитивном уровне взрослый социум с его многообразием связей. Ребенок, играя, определяет свое место в социуме.

 

А дальше начинается… школа, которая довольно часто ставит жирный крест на индивидуальном фантазировании и на спонтанном творчестве. Школа исповедует стандарты, в ней властвуют стереотипы. Школа программирует личность. Пойдя  школу, дети вынуждены распрощаться со спонтанностью, непроизвольностью и подсознательностью – и это плохо.

 

Образно говоря, в школе дети оказываются за «решеткой» подобно тому, как сидят в зоопарке слоны, обезьяны, носороги, крокодилы. Звери все разные, а вынуждены находиться примерно в одних и тех же условиях неволи.

 

В школе детей обучают «поглощать» готовые формулы. Дети учатся потреблять шаблоны образования, созданные не ими. При этом учителя склоны поощрять тех учеников, которые наиболее бойко и сноровисто схватывает эти шаблоны и выдают за свои собственные мысли и размышления. А где же здесь подлинное творчество?

 

Его нет и в помине. Дети отучаются добывать знания, переключаясь на употребление и использование готовых образовательных клише, и обучаются потреблять необходимые им знания в абсолютно одинаковой форме.

 

Таким образом школа становиться поворотным пунктом в развитии ребенка. Она переключает его индивидуальны интерес совеем на другие вещи. Именно школа создает конформиста, заставляя его мимикрировать под общественные мнения и предрассудки. Самое пагубное, это то, что ребенок перестает интересоваться необычным, перестает задавать вопросы.

 

Этому ребенку уже все ясно, как многим взрослым. Учеба сводиться для него лишь к одному – к потреблению информации. Этой готовой информацией он и питается, совершенно позабыв о своем индивидуальном развитии, не проявляет заинтересованности к получаемой во время учебы информации. Он словно бы забывает о самом себе, переключаясь на зубрежку и цитирование чужих мнений и «прописных истин».

 

Между тем и в школе есть возможность пробудить у ученика истинное творчество. Я около тридцати лет работала психологом в московском в интернате. Я хорошо знаю, что если потерян контакт  учеником, то очень трудно добиться что-то от него простым принуждением к учебе.

 

Ученика важно обучить умению задать вопросы. И он должен почувствовать вкус к этому занятию. Он должен понять, что учиться он не ради отметки, не ради похвалы педагогов или родителей. К примеру, детей младших классов нужно не только научить читать и писать. Важно, чтобы они пробудили в себе вкус к чтению, к познанию мира через печатанный текст.

 

В школьное обучение, по моему глубокому убеждению, должен быть внесен элемент неизвестного, непознанного. Вот скажем, для первоклассника важно не только различать буквы и правильно называть их, для него важно пробудить спонтанное творчество по отношению к графическому написанию букв.

 

Ребенку можно задать наводящие вопросы, которые призваны активизировать работу его ума в данном направлении, например: Когда и как появились буквы? Для чего они нужны? Из каких элементов состоят буквы? Какую роль выполняют эти элементы?

 

Кому то может показаться, что эти вопросы чрезмерны для первоклассника. Однако подсознание ребенка самостоятельно отыщет свойственные его возрасту ответы на них. Не нужно лишь подсовывать готовые клишированные ответы.

 

Метод, который я апробировала на детях разных возрастных групп в течении более чем тридцати лет, можно назвать методом осознанного саморазвития. Благодаря этому методу ребенок из пассивного потребителя знаний становиться активным творцом и создателем новой, смысловой, а, следовательно, поведенческой парадигмы.

 

Этот метод можно также назвать развитием ребенка через творчество. Частями этого метода могут являться самостоятельный, индивидуальный анализ, различительная чувствительность, конкретность определенных отношений, в которых оказывается изучаемый предмет, а также прогностичность, когда рассматриваются наиболее значимые, актуальные элементы предмета, заранее моделируются различные операции с ним.

 

Благодаря означенному методу, о котором, несомненно, в дальнейшем стоит поговорить более подробно, ребенок не нищенствует, не клянчит знания, а сам становиться их добытчиком. И это, в корне меняет всю систему образования, весь образовательный подход.

Только творческий ребенок способен сдать экзамен на жизнь!

 

Таким образом, можно сделать общий вывод, что система спонтанного саморазвития, наблюдаемая у дошкольника, должна служить примером для организации учебного процесса. Но и до школы часто самостоятельное развитие ребенка тормозится, когда он постоянно находиться в однотипных условиях существования: видит одних и тех же детей, ходит по одним и тем же дорожкам, играет в одни и те же игры.

 

Стандартность этих условий тормозит ранее спонтанное творчество. Поэтому можно утверждать, что однообразие враг творчества. Другой враг творчества – это завышенные ожидания взрослых. Педагоги и воспитатели хотят, чтобы дети были послушными, вели себя примерно, были, образно говоря, тише воды и ниже травы, что противоречит развитию творческих качеств ребенка.

 

Для творчества нужна смелость, решительность, воля,  устремленность и увлеченность. Как раз эти качества многие родители считают вредными и не нужными, а может быть и опасными для своих детей.

 

Литература

1.Ермолаева-Томина Л.Б.«Обучение через развитие познавательных процессов в начальной школе», М.: «Издат-школа». 1998.

2.Ермолаева-Томина Л.Б.«Психология художественного творчества. Учебное пособие для ВУЗов», М.: «Академический проект», 2005

3.Ермолаева-Томина Л.Б.«Проблемы развития творческих способностей». «Вопросы психологии», №5 1975.

4.Боголюбов Н.С. «Принципы индивидуального подхода к развитию художественно-творческих потребностей средствами изобразительного искусства на разных возрастных этапах», Краснодар, 1992.;

5.Теплов Б.М. «Проблема индивидуальных различий» М.: «Педагогика», 1985.

6.Симонов П.В. «Эмоциональный мозг», М.: «Наука», 1981.

 



© 2002 Битрикс, 2007 1С-Битрикс